Урок 3а.
Hа сей раз уделим немного внимания левой руке. Рассмотрим игру "легато".
Hа гитаре она реализуется использованием приемов hammer-on и pull-off. В
таблатурах они обозначаются буквами h и p соответственно. Хэммер-он (h)
представляет из себя удар пльцем левой руки по струне на каком-либо
конкретном ладу, что позволяет ноте зазвучать без помощи правой руки. Пулл-офф
получается, когда Вы просто убираете палец со струны, немного зацепляя ее при
этом. Получается "срыв", опять же заставляющий струну звучать без
дополнительного воздействия. Рассмотрим оба приема на примере, который будем
играть только левой рукой:
e:---(5)h7p5h7p5h7...
Поставьте указательный палец на 5-й лад 1-й струны. Теперь резко поставьте
безымянный палец на 7-й лад как бы ударяя им, как молоточком. Струна должна
зазвучать на 7-м ладу. Теперь уберите безымянный палец со струны так, чтобы
он немного дернул струну, т.е. сыграл роль правой руки, но более мягко. Теперь
струна должна звучать на 5-м ладу, на котором все еще продолжает стоять
указательный палец. Теперь опять сыграйте хаммер на 7-м ладу и опять пулл на
5-м. Играйте их поочереди, следя за тем, чтобы обе ноты звучали ровно, слитно
и одинаково громко. Если при игре этого упражнения остальные струны начинают
"заводиться" и звенеть - заглушите их, положив на них свободную правую руку
в районе 1-го лада.
Hемного усложним задание, используя остальные (кроме большого, конечно)
пальцы левой руки:
e:---10p5h7h8h10p8p7p5h10p5h7h8h10p8p7p5...
Если для того, чтобы сыграть это упражнение Вам не хватает растяжки,
сдвиньте его вверх по грифу на необходимое количество ладов.
В Вашей игре легато может чередоваться с игрой переменным штрихом и свипом.
Полезно будет поиграть таким образом гаммы и арпеджио из предыдущих уроков,
используя звукоизвлечение медиатором лишь для того, чтобы заставить звучать
первую из группы нот, расположенных на одной струне, ноту (при переходе со
струны на струну). В данном случае штрих медиатора не так важен. Вы можете
использовать как переменный штрих, так и свип. Если Вы используете свип,
важно помнить, что во время исполнения легато медиатор не висит в воздухе,
как при переменном штрихе, а стоит на следующей струне.
Прием "легато" не подразумевает дополнительное использование правой руки
для извлечения звука на уже зажатом ладу, в следствие чего отпадает проблема
синхронной работы рук. Благодаря этому можно добиться гораздо большей скорости
игры и гораздо более чистого звукоизвлечения. Hо не гонитесь за скоростью!
Легато предназначено для придания "гладкости" и слитности пассажам, поэтому
следите, чтобы ноты сыгранные легато звучали так же ровно, как и сыгранные
переменным штрихом (стаккато или нон-легато).
P.S.:
pull (англ.) - тяга, натяжение, дёргание.
hammer (англ.) - молоток.
Александр Ростов