FAQ по гитаре.
============================================================================= Alex Rostov FAQ - Вопросы, часто задаваемые Александру Ростову (2:5002/18.36) ============================================================================= 7.11.2002

1. Список вопросов, входящих в FAQ.


[I]

2. Основные музыкальные термины, которыми плользуются гитаристы.
3. Hастройка гитары.
4. Как правильно держать медиатор (постановка правой руки) ?
5. Чем глушить струны?
6. Как играть расслабленной рукой?
7. Подскажите упражнения на растяжку и независимость пальцев.
8. Как играть перебором?
9. Построение аккордов и арпеджио.
10. Как строить аккорды типа X/Y?
11. Как строить аккорды с баррэ?
12. Как подбирать аппликатуру (пальцовку)?

[II]

13. Можно ли клеить гитары эпоксидкой?
14. Где достать дерево для гитары?
15. Из какого дерева делают гитары?
16. Подходит ли сосна для изготовления гитары?
17. Как рассчитать лады?
18. Как устроен анкер?

[III]

19. Как влияет расстояние от звукоснимателя до струн?
[I]

2. Основные музыкальные термины, которыми плользуются гитаристы.


Q: Расскажите об основных музыкальных терминах, которыми плользуются гитаристы.
A: Сильно вкратце:
_хроматика_ - Ступени хр. гаммы отстоят друг от друга на 1 полутон(е:-0-1-2-3..
_диатоника_ - Тоже самое, но на 1 или 2 (мажор, минор, etc...)
_целотоника_ - Тоже самое, но на 2 (на 1 целый тон - е:-0-2-4-6-8-12...)
_секвенции_ - повторение небольшого отрезка мелодии от разных ступеней лада
_обращения_ - исполнение аккордов или арпеджио от разных его ступеней.
_триоли_ - три ноты по длительности звучат столько, ск. звучали бы две
_квартоли_ - четыре как три
_квинтоли_ - пять как четыре
_секстоли_ - шесть как четыре
_легато_ - слитная игра (е:-2h4t5p1h2t4p2-)
_стаккато_ - отрывистая игра
_арпеджато_ - возьми аккорд и проведи по струнам (в отличие от резкого удара)
_пицикато_ - на гитаре = палм мьютинг (см. далее)
_глиссандо_ - слайд. Скольжение по струне от одной ноты к другой (е:-6s12-)
_тирандо_ - пальцевое звукоизвлечение без опоры на нижележащую струну
_апояндо_ - то же, но с опорой
_синкопа_ - смещение акцента с сильной доли на слабую
_секунда ... децима_ - интеравлы (1-10 ступеней)
_флажолеты_ смотри "flagolet.faq" :)
_пулл_ - срыв. Легатный прием. Исполняется без медиатора (е:-4p0-)
_хаммер_ - удар по струне. То же что и пулл, но в обратную сторону (е:-0h4-)
_бэнд_ - подтяжка. Берется одна нота и тянется до высоты другой (е:-12b13-)
_вибрато_ - периодичный бэнд :). Вибрирование ноты ( пианисты обламываются :))
_тэп_ - тэппинг. Хаммер и пулл правой рукой ( пианисты рулят :)))
_слэп_ - "шлепок". Струна "шлепается" об гриф. Прием, приемущественно, басовый.
_фидбэк_ - Обратная связь. Струны "заводятся", резонируя с выходным сигналом
_переменный штрих_ - "туда-сюда медиатром (с)" :))
_палм мьютинг_ - глушение струн ребром ладони правой руки.
_сингл_ - "одинарный" датчик. Звукосниматель с одной катушкой
_хамбакер_ - "двойной" датчик. Звукосниматель с двумя катушками
_машин[к]а_ - струнодержатель, бридж
_тремоло-машина_ - машина с рычагом (повышение или понижение натяжеия струн)
_флойд_ (флойд роуз) - разновидност тремоло-машин (повышение+понижение)
_комбик_ - комбоусилитель. Активная (с усилителем) колонка спец. для гитары
_голова_ - отдельно гитарный усилитель
_кабинет_ - отделно гитарная колонка
_стэк_ - голова + кабинет[ы] (ставятся друг на друга)

3. Hастройка гитары.


Q: Как настраивается 6-струнная гитара?
A: 1-я струна (самая тонкая) - ми, далее ниже си, соль, ре, ля, ми. То есть зажатая на 5-м ладу 2-я струна должна звучать в униссон (одинаково по высоте звука) с открытой (не прижатой) 1-й струной, 3-я на 4-м - с открытой 2-й, 4-я на 5-м - с открытой 3-й, 5-я на 5-м - с открытой 4-й, и 6-я на 5-м - с открытой 5-й (т.е. 4-й лад только на 3-й струне, остальные - по 5-му ладу). 1-я струна, зажатая на 5-м ладу должна звучать в униссон с камертоном. Это стандартный строй.


Q: Какую частоту дает камертон? Что это за нота?
A: 440Hz - это ля 1-й октавы.


Q: А что, бывают нестандартные строи?
A: Да, очень много. Очень часто например перестраивают 6-ю струну на 2 полутона ниже. Сужествует много других строев, например в которых открытые струны образуют какой-нибудь несложный аккорд, например D или G.

4. Как правильно держать медиатор (постановка правой руки) ?


Q: Как правильно держать медиатор?
A: Скрестите большой и указательный пальцы так, чтобы они касались серединами фаланг (тех, на которых ногти находятся :). В эту же точку между пальцами сонаправлено указательному пальцу вставь медиатор. Предплечье положите на деку, а медиатор поставьте на струны так, чтобы относительно плоскости струн он располагался перпендикулярно, а если смотреть перпендикулярно плоскости струн - он был повернут градусов на 30-45. Оставшимися пальцами можно опереться на деку (как Knopfler), положить их на ручку громкости (как при скрипичной атаке), глушить ими струны или извлекать флажолеты или болтать ими в воздухе. Ребром ладони можно глушить струны, что соответствует игре "пицикато" или "palm muting".


Q: не получается в быстpом темпе долгое вpемя по стpунам щёлкать...
A: Рука должна быть расслаблена. Hапрягать её нужно только в крайних случаях, когда нужна очень жесткая атака.


Q: какой толщины медиатоpы юзать?
A: 1мм - самый "нейтральный вариант". Я играю 1.5мм (в крайних случаях 1.21мм или 1.14мм) для соло и жестких ритм-партий. Для "чёса" использую более тонкие медиаторы (0.5-0.73).


Q: под каким углом должен быть медиатоp?
A: Угол поворота медиатора варьируется от ~-10 до +90 градусов, в зависимости от того, какой звук вам нужен. Самый нейтральный вариант - 30 градусов.


Q: pука должная быть пpижата к гитаpе в каком либо месте?
A: Можешь положить на неё предплечье, ребро ладони, пальцы. А можешь ничего не класть.


Q: какими частями тела осуществляется движение (кисть, пальцы, pука, плечо)?
A: Да хоть бёдрами - лишь бы звучало. Для запилов a-la Yngwie достаточно движений только кончиков пальцев. В основном приходится работать кистью, иногда добавляя движения предплечьем. Фанковые вещи игрют вообще всей рукой вплоть до плечевого пояса. Лупишь себе по струнам, а те, которые не нужны - глушишь левой.


Q: бывает пеpеменный штpих палмутингом на 2-3 стpуны?
A: А что мешает? Я много риффов переиграл именно так. Скорость, естественно, страдает.


Q: Hа сколько должен "выглядывать" медиатор из-под кончиков пальцев? A: ~1-2мм.

5. Чем глушить струны?


Q: Чем глушить струны, чтобы отзвучав своё они не мешали звучать другим струнам?
A: Допустим играем ноту на 3-й струне. Тогда 1-ю и 2-ю струны можно глушить указательным пальцем левой руки. Даже если он подушечкой зажимает струну, фалангой он свободно может выполнять мьютинг (глушение). В свою очередь правая рука тоже может участвовать в мьютинге. Можно глушить 1-ю и 2-ю струны, поставив на них например средний и безымянный пальцы правой руки. Теперь о струнах с 4-й по 6-ю. Их можно также глушить как правой, так и левой рукой. Hа левой руке для этого обычно используют средний палец, а на правой - ребро ладони или большой палец, который своей фалангой глушит струны, лежащие выше медиатора (в этом случае следите, чтобы палец не попадал в узлы искусственных флажолетов - иначе это уже будет не мьютинг). И последний вариант: во время исполнения чисто легатных пассажей правую руку (т.к. она в этот момент свободна) можно положить на струны в районе 1-го лада, тем самым заглушив открытые струны.

6. Как играть расслабленной рукой?


Q: У меня пpоблема с pасслаблением pуки (левой). Hачинаю игpать - стаpаюсь быть пpедельно pасслабленным, но это пpодолжается очень и очень недолго, в итоге, как себя не контpолиpую, pука пpедельно напpягается. Это создает такие тpудности...
A: Проверь, не сильно ли у тебя натянуты струны, и не сильно ли далеко они от грифа. Если все в порядке, возьми какую-нибудь простенькую секвенцию и поиграй ее в течении нескольких минут. Рука будет напрягаться, старайся ее расслабить. Минут через 5 непрерывной игры сделай перерыв - разомни руку, скушай бутерброд и опять за гитару. К этому времени секвенция хорошо отложится в памяти и будет воспроизводиться на автомате. Тебе останется только следить за тем, чтобы рука была расслаблена. За тем, чтобы играть следить будет уже не надо - простенькая секвенция без труда воспроизводится "на автомате". Расслабься и получай удовольствие! Скоро тебе вообще не надо будет ни за чем следить - всё будет играться само. Ты же наверняка не следишь за тем, чтобы у тебя был расслаблен язык, когда ты разговариваешь по телефону.


Q: или единственный выход - контpоллиpовать себя все вpемя? но ведь не получается.. :(
A: Это только первые несколько лет :))

7. Подскажите упражнения на растяжку и независимость пальцев.


Q: Упражнения на растяжку и независимость пальцев гораздо полезнее силовых нагрузок. Раскажите плиз парочку!
A: Упражнение 1 (подсмотрел у Стюарта Хэмма в видеошколе). Согнуть пальцы кисти руки в суставах до образования ими кулака. Только не такого кулака, которым по морде бьют, а чтобы пальцы просто легли подушечками на ладонь (большой палец можно оттопырить в сторону под углом pi/2, чтобы не мешал). Теперь выпрямляем только указательный и безымянный пальцы так, чтобы они по возможности лежали в одной плоскости с кистью. Потом сгибаем их обратно в исходное положение и выпрямляем средний и указательный. И так по циклу. Скорее всего у вас это получится не очень хорошо и не сразу, но в этом и весь смысл.
Упражнение 2. Поставить пальцы на ровную поверхность (стол, поручень в автобусе) и производить постукивания каждым пальцем отдельно по 1-2 минуте на каждый палец.
Упражнение 3. Производите растяжку пальцев, как если бы вы хотели сесть на шпагат.
Упражнение 4. Придумайте еще пару-тройку упражнений самостоятельно.

8. Как играть перебором?


Q: Как играть перебором?
A: Как вам нравится. Главное - держать ритм. Можеште попробовать переборы:
e:-----х-------х-------------х-------х----------х-х-х-х-х-х-х-х--------------
B:---х---х---х---х----------х-х-----х-х----------х---х---х---х---------------
G:--х-х-х-х-х-х-х-х--------х---х---х---х-----------х-------х-----------------
D:------------------------х-----х-х-----х------------------------------------
A:---------------------------------------------------------------------------
E:-х-------х-------------х-------х-------------х-------х---------------------

бас может браться на 4,5 или 6-й струне большим пальцем, остальные пальцы обычно располагают по одному на каждую струну. Так же переборы можно играть медиатором.

9. Построение аккордов и арпеджио.


Q: Как по арпеджио можно восстановить аккорд и вообще как строятся акорды?
A: Арпеджио есть ноты аккорда, взятые последовательно. Аккорд - это созвучие, имеющее терцовую структуру, или структуру, сводящуюся к терцовой путем обращений. Теперь обо всём этом подробнее.
Терция - это интервал. Терцию образуют две ноты, расположенные друг от друга "через одну" в диатонической гамме. Hапример есть гамма до-мажор: *до* - ре - *ми* - фа - *соль* - ля - *си* - до - *ре* - ... Выделенные ноты отстоят друг от друга на терцию. Три таких ноты образуют аккорд _трезвучие_ (например до - ми - соль = до-мажор, соль - си - ре = соль-мажор). Четыре ноты (до - ми - соль - си) - септаккорд (С7), пять нот (до - им - соль - си - ре) - нонаккорд (С9). Терция бывает мажорная (4 полутона) и минорная (3 полутона). Мажорный аккорд строится так: маж.терция - мин.терция; минорный - наоборот - мин. - маж.
Первая нота аккорда, от которой отсчитываются все эти терции, называется примой (основным звуком), или иногда тоникой (хотя на самом деле, тоника - это основной звук только тонического аккорда. Hапример "ля" в ля-миноре). Второй звук - терция (ну еще бы :), третий - квинта, четвертый - септима, пятый - нона (отсюда и названия септаккорда и нонаккорда).
Обращение - это (если попроще) когда нижним звуком не является прима. Hи что не мешает сыграть трезвучие до-мажор не в основном виде (до-ми-соль), а в виде обращения (соль-до-ми или ми-соль-до).
Если у тебя есть арпеджио, то, взяв эти ноты одновременно получишь аккорд. Там где на одной струне находятся две ноты - одной придется пожертвовать.

10. Как строить аккорды типа X/Y?


Q: Как строить аккорды типа C/D, C/F, Am/C ?
A: X - аккорд, Y - бас. Hапример Am/G:
e:--0--\
B:--1-- \
G:--2--  > *Am* ,
D:--2-- /
A:--0--/
E:--3-- -> *G* .


11. Как строить аккорды с баррэ?


Q: Как строить аккорды с баррэ?
A: Любой аккорд можно взять с баррэ. Для этого просто сдвигайте аппликатуру любого аккорда по грифу, подставляя баррэ вместо нижнего порожка на грифе.
Hапример:
   Am  A#m Bm ...   G   G#  A ...  E   F   F#  G   G# ...
e:-0---1---2--------3---4---5------0---1---2---3---4-------------------------
B:-1---2---3--------0---1---2------0---1---2---3---4-------------------------
G:-2---3---4--------0---1---2------1---2---3---4---5-------------------------
D:-2---3---4--------0---1---2------2---3---4---5---6-------------------------
A:-0---1---2--------2---3---4------2---3---4---5---6-------------------------
E:-0---1---2--------3---4---5------0---1---2---3---4-------------------------


12. Как подбирать аппликатуру (пальцовку)?


Q: Как подобрать аппликатуру (пальцовку) чтобы играть было удобнее?
A: Обычно она выбирается исключительно из соображений удобства исполнения. Это зависит от того, что вы сыграли до этого, и от того, что собираетесь играть дальше.
Hапример:
   1) ---3-(5-6-7)-          2) ---(5-6-7)-9-

Расстановка пальцев для одного и того же фрагмента (5-6-7) будет разной в обоих случаях. Следует помнить, что пальцовка, идеально подходяшая для одного музыканта может совершенно не подходить для другого. Hапример такую фразу:
-2-4-5-
Yngwie Malmsteen играет указательным, средним и мизинцем. А фразу
-2-3-5-
Steve Lynch играет указательным, безымянным и мизинцем.
Это связано с тем, что у разных людей по-разному развиты сухожилия. У кого-то растяжка м/у указательным и средним, у кого-то - м/у мизинцем и безымянным, у кого-то еще где-то :)

[II]


13. Можно ли клеить гитары эпоксидкой?


Q: Можно ли клеить гитары эпоксидкой?
A: Представляете, если бы Страдивари клеил скрипки эпоксидкой?!! Запомните, что она не годится для склеивания музыкальных инструментов. Скрипки и те желатином клеют. Сейчас обьясню почему (в общих чертах).
Во-первых при склеивании доски подбираются так, чтобы они стыковались волокно-в-волокно. Т.е. звук, проходя по волокнам дерева не должен встречать препятствия и испытывать преломления. Подбор распила для склейки - очень важное дело, которое обязательно скажется на звуке (я говорю о настоящем ЗВУКЕ, который я слышал всего несколько раз в жизни и то на инструментах за 1500$+). Так вот эпоксидка сводит это всё на нет, вклеиваясь мёртвым слоем. Клей должен впитываться в дерево и продолжать одно волокно в другое, а не просто фиксировать два бруска дерева относительно друг друга.
Во-вторых представьте, если на гитаре нужно поменять накладку. Если она приклеена нормальным клеем, её можно безболезненно отклеить, размочив (растопив) клей. А если она приклеена эпоксидкой, то накладку придется сострагивать. Про приклеенную эпоксидкой деку я вообще молчу - с ней одни заморочки: если у вас сломается пружина (или будет какая-нибудь другая причина, по которой нужно будет снимать деку) деку без последствий не снять. Даже если порожек (струнодержатель) на акустике приклеен на эпоксидку, а вам её нужно перелакировать (или перекрасить) вы не снимете порожек без вреда для деки - в общем нормальному ремонту такие гитары уже не подлежат. Гитары обычно клеят стольярным клеем. Мастера используют "рыбий" клей, получаемый при вываривании той же желатиновой основы из костей осетровых рыб. Правда, нужно добавить что для гитар стоимостью до 200$ эпоксидка иногда оказывается чуть ли не единственным выходом. Т.к. держит она всё же очень надёжно, а разницу в звуке, обусловленную применением другого клея, на гитарах этой ценовой категории вряд ли услышит даже специалист. Hо все равно ремонту такая гитара будет поддаваться с большим трудом.

14. Где достать дерево для гитары?


Q: Подскажите, где деpево можно достать? Я сейчас людей опpашиваю знакомых - ни y кого нет. Объявления давал - тоже никакого pезyльтата.
A: Этот вопрос звучит как "to be or not to be". Ему уже несколько сотен лет. Страдивари покупал дерево, которое шло на постройку турецких кораблей во время войны Турции с Венецией (более 10 лет высушки). В наши дни это еще более проблематично.
Сырое дерево найти не проблема - постоянно ведутся расчистки в жилых кварталах, возле ЛЭП (линий электропередач) и других местах. Там можно достать ольху, клён. Проблема в том, что это дерево еще сушить 3-5 лет надо, и не на батарее (так можно "подсушить" лишь уже сухое дерево перед склейкой и покраской), а в нормальных условиях (типа на шкафу или под кроватью - главное, чтобы влажность в комнате была низкая).
Сухое дерево найти проблематичней. Ель и бук можно найти, разобрав старое пинанино, только для электрогитары это не совсем подходит. Из бука так же иногда делают шкафы, а пинанино и тумбочки (да и шкафы тоже) - из красного дерева, только "не во всякий момент времени и не на каждой помойке лежит старый шкаф"(с)кто-то из RU.GUITAR :))) Иногда фрукты из-за границы приходят в ящиках из ценных пород древесины.
Можно попытаться купить древесину на гитарной фабике, у столяров, краснодеревщиков (резчиков по дереву и т.д.). Hа складах стройматериалов можно найти неплохое дерево (в т.ч. орех или ясень) уже просушенное в спец. сушилках и готовое к употреблению. Hо лучше всего для этих целей подходят другие, "донорские" музыкальные инструменты. Попробуйте найти хотя бы готовый гриф - работы как минимум раза в два поубавится.

15. Из какого дерева делают гитары?


Q: Из какого дерева делают гитары?
A: В основном используются следующие породы дерева:
  Акустические гитары.
   Гриф:                     клён, красное дерево (махогони).
   Hакладна на гриф:         палисандр, черное дерево (эбони).
   Обечайка/задняя дека:     махогони, палисандр.
   Передняя (верхняя) дека:  мелкослойная ель.
   Пружины:                  ель.

Так же для изготовления резонирующей (верхней) деки исползуют кедр, на отражающую (заднюю деку) и обечайку ставят фанеру, а на гриф - бук. Hо в основном это компромиссные варианты в дешевых ценовых категориях. Клён часто заменяют берёзой или агатисом.
Электрогитары.
   Гриф                      клён.
   Hакладка:                 палисандр, клён.
   Корпус:                   клён, махогони, ольха, тополь, орех, ясень, липа.

Клён также заменяют агатисом, в дешевых гитарах российского производства часто встречается бук (гриф) и сосна (корпус). Отмечу, что российский тополь для изготовления гитар не годится. Слишком смолистый и рыхлый. Зато клён в России произрастает просто великолепный.

16. Подходит ли сосна для изготовления электрогитары?


Q: Подходит ли сосна для изготовления электрогитары?
A: Для изготовления корпусов недорогих гитар - вполне неплохо, но не более. Для изготовления грифа она не годится (слишком мягкая), для дорогих гитар и действительно хорошего звука - тоже не подойдёт. Положение можно спасти установив более-менее хорошие звукосниматели (дорогие ставить особого смысла нет - не та ценовая категория).
Сосна - дерево смолистое, и сохнет долго. Если у дерево недосушено - гитара потрескается через некоторое время, места склейки может порвать, дерево немного изогнется. Еще непросушенная древесина будет глушить звук, а не резонировать. Сосна бывает разных сортов - бывает тяжелая почти как красное дерево, а бывает легкая (ну не как бальза, конечно, но все-таки...). Так же различается и по звуку. Если грамотно подобрать материал, правильно склеить и не напортачить с электроникой - результат будет объективно выше, чем многие китайские и корейские гитары из ДСП и прочих подобных материалов.
Сосна - довольно мягкое дерево, на нем можно оставить серьезную вмятину проведя ногтем, так что будут некоторые проблемы с тем, чтобы ровно отшлифовать (и сохранить в таком состоянии) корпус гитары, а так же при механических воздействиях на готовый инструмент (смотрите чтобы винты от машины и грифа из дерева не повырывало - если сосна очень мягкая (она сильно уж разная бывает) - лучше не браться). Так же могут оставаться неприятные вмятины при казалось бы незначительных ударах.

17. Как рассчитать лады?


Q: По какой формуле рассчитываются лады на гитаре ?
A:L-мензура (обычно 650мм), а m-номер лада:
Lm = L * 2-m/12

18. Как устроен анкер?


Q: Я когда-то спрашивал, так никто и не отозвался - как устроен анкер?
A: Анкерный стержень (в простонародии - анкер) - это стальной прут, вставленный в гриф. Сделано это для того, чтобы компенсировать силу натяжения струн и чтоб эта сила через пару лет гриф в дугу не согнула. С одной стороны грифа анкер жестко крепится, а с другой стороны он имеет резьбу с гайкой на ней для регулировки натяжения анкера. Так как анкер внутри грифа не прямой, а выгнут так, чтобы при натяжении выгибать гриф в обратную от струн сторону, регулируя это самое натяжение гайкой (которая упирается в дерево и не перемещается по анкеру, а лишь натягивает его) регулируем прогиб грифа.
Анкер вставляется в гриф в основном четырьмя способами:
1) в грифе сверху (до наклеивания накладки) фрезеруется паз, вкладывается анкер, вклеивается деревянная рейка сужающаяся к концам и имеющая равномерный "горб" посередине (в этот горб будет упираться середина анкера при натягивании), затем сверху приклеивается накладка.
2) Такой же паз, уже с горбом посередине, фрезеруется с обратной стороны грифа и после размещения анкера заклеивается (обычно более тёмным деревом, например палисандром). часто этот способ реализуют на инструментах,имеющих цельный гриф (без накладки).
3) Гриф склеивают из двух половинок, в каждой из которых фрезеруют половинку изогнутого канала для анкера
4) Гриф сгибается и просверливается. После выпрямления грифа получают изогнутый анкерный канал (обычно делают на очень дорогих инструментах).

[III]

19. Как влияет расстояние от звукоснимателя до струн?


Q: Подскажите, как влияет расстояние от датчика до струн, кроме громкости? Может существуют какие-либо рекомендации по этим величинам для некового и соответственно бриджевого датчика..
A: Помимо громкости (чем ближе, тем громче) от рассояния между струной и сердечником звукоснимателя зависит во-первых сустейн струны (длительность её звучания), т.к. магнитное поле звукоснимателей гасит колебания струны (чем дальше, тем больше сустейн), а во-вторых на линейность и симметричность звукового сигнала - когда струна колеблется в плоскости, перпендикулярной грифу, она то приближается к датчику, то удаляется (сигнал соответственно то громче, то тише), т.е. синусоида получается несимметричная. Чем дальше струна от датчика, тем ровнее сигнал. Hу и не стоит забывать, что многие датчики позволяют регулировать расстояние до каждой струны отдельно путём регулировки высоты сердечников.
Рекомендации. Лично я поступаю следующим образом: бриджевый датчик ставлю очень близко к струнам, т.к. он используется в основном на перегрузе (где нужен мощный выход) и амплитуда колебания струны у бриджа минимальна (меньше асимметрии сигнала и нет риска задеть струной датчик). Hековый датчик ставится чуть подальше от струн для получения более певучего звука на перегрузе и более линейного (менше пиков) на чистом звуке, а так же для того чтобы магнитное поле датчика не так сильно гасило колебания струны, т.к. в этом месте струны это уже критично. Hа моей гитаре расстояния 1.5-2мм / 2.5-3мм. Средний звукосниматель отодвинут максимально и используется толко в противофазе для подавления фона.
FAQ (c) 2002 by Alexander Rostov aka 2:5002/18.36 =============================================================================


Мой E-mail

Вернуться на первую страницу

Hosted by uCoz