Шумы в электрогитаре и методы их устранения.

Основным препятствием для получения хорошего тяжелого звучания с эффектами distortion, overdrive является шум от электрогитары. Если на чистом звуке шумы и помехи не так заметны, то при сильном ограничении сигнала отношение сигнал/шум сильно сокращается (чем тяжелее звучание, тем меньше соотношение), и может получится так что амплитуды сигнала и шума станут сопостовимы между собой. Естественно что играть с таким звуком не доставляет никакого удовольствия. Тут следует учесть, что шумы самой примочки на выходе, крайне малы по сравнению с усиленными шумами идущими от гитары. Следовательно нужно в первую очередь позаботиться о бесшумности гитары и соединительного шнура.


Шумы от электрогитары можно разделить на 3 основных вида. В порядке уменьшения их уровня это: 1)наводки на соединительные провода внутри гитары и гитарный шнур; 2)наводки на звукосниматель; 3)тепловой шум звукоснимателя и переменных резисторов. Также к шумам можно отнести и так называемый "микрофонный эффект".


Больше всего неприятностей доставляют наводки на соединительные провода в гитаре, которые служат своего рода антеннами для приема всевозможных помех. Уменьшить помехи можно экранировав все сигнальные соединения. Даже самый маленький неэкранированный участок сигнального провода будет источником помех (например контакты переменных резисторов). Лучше всего выложить гитару изнутри медной (или алюминиевой) фольгой, соединенной с общим проводом гитары. На фирмах-производителях гитар, гитары иногда покрывают изнутри специальным проводящим составом который служит экраном. Также, нужно экранировать обмотки звукоснимателя, если он расположен не в металлическом, а в пластмассовом корпусе. Чтоб все труды не прошли даром необходим гитарный шнур с хорошей экранировкой и металлические штекеры.


От наводок на звукосниматели можно избавиться путем включения их в противофазе (речь идет о гитаре с синглами, если у вас хамбакеры, то ваша проблема уже решена). Проверить как включены звукосниматели на вашей гитаре, в фазе или противофазе несложно. Для этого подключите гитару к усилителю, включите один звучок на гитаре на полную громкость, остальные выключите, поднесите гитару к какому-нибудь источнику электромагнитного поля (трансформатору, катушке), например к монитору так чтобы отчетливо слышался фон от работы монитора, теперь параллельно первому включите второй звучок и если громкость фона увеличилась, то звукосниматели включены в фазе, если уменьшилась - в противофазе. Чтобы включить звукосниматели в противофазе один из них нужно разобрать и поменять выводы обмотки местами т.е. тот вывод, что шел к центральной жиле экранированного провода припаять к его оплетке, а тот, что шел к оплетке припаять к центральной жиле. Если на гитаре три сингла то в встречно будут работать только два эвучка, при добавлении третьего эффект будет теряться.

Дополнение: При включении бриджевого (который рядом со струнодержателем) сингла в противофазе с нековым или со средним звук становится более размытым без кристального звона присущего бриджевому датчику, чтобы этого избежать можно, включив датчик в противофазе с бриджевым, вынуть из него (не из бриджевого!) магнит. Тем самым в катушке звучка будет наводится только сигнал от внешнего магнитного поля (фон), который и будет вычитаться из сигнала от бриджевого сингла. А сигнал колебаний струн останется нетронутым.

Дополнение 2: Звучки которые включаются в противофазе должны быть одной марки. Если они будут сильно различаться по параметрам, то не удасться полностью подавить помеху.


Тепловой шум является неустранимым шумом, его уровень зависит от активного сопротивления обмотки звукоснимателя и переменных резисторов. Чем больше витков, тем выше активное сопротивление обмотки, следовательно выше шум, но в тоже время выше уровень полезного сигнала. Уменьшение витков звукоснимателя целесообразно только с применением внутригитарного предусилителя. Уменьшение сопротивления резисторов ведет также к снижению уровня сигнала. На многих сайтах, в том числе и сайтах гитарных мастеров пишется о тепловом шуме катушек, но в тоже время ничего не говорится о тепловом шуме переменных резисторов. Для сравнения: сопротивление обмоток звучка около 5-20кОм, а резисторы в гитаре примерно 250-500кОм соответственно уровень шума обмотки около 1мкВ, а резистора около 10мкВ. Получается что при сигнале звучка около 200мВ отношение сигнал/шум больше 100Дб, что вполне приемлимо. Отношение сигнал/шум считается по формуле: сигнал/шум=20*log(Uc/Uш) Дб, где Uc- напряжение сигнала, Uш- напряжение шума. Уровень теплового шума ничтожно мал по сравнению с шумом помех и наводок и его можно проигнорировать.


Микрофонный эффект, это ни что иное как чувствительность к вибрации. Объясняется этот эффект просто - звуковые колебания из колонки заставляют вибрировать части звукоснимателя и корпус гитары. Вибрирующие металлические части звучка (провод в обмотке, экран) возбуждают сигнал в обмотке, который идет к усилителю, и через колонки снова воздействует на гитару. Получается замкнутый круг, в радиоэлектронике такой случай когда часть сигнала с выхода схемы проходит на вход и усилившись снова попадает на выход называется самовозбуждением. Уменьшить влияние микрофонного эффекта можно, если уменьшить вибрации частей звукоснимателя. Этого можно добиться например залив обмотку воском, клеем или специальным радиотехническим компаундом. На западных фирмах дорогие звучки заливают специальным незастывающим компаундом, который поглощает все вибрации, и снижает микрофонный эффект до минимума.


Книги:



Мой E-mail

Вернуться на первую страницу

Hosted by uCoz